5 мая 2023 года 5 «э» класс школы № 10 г. Саратова побывал в гостях у мастера – изготовителя саратовских гармоник Олега Викторовича Аристархова. Экскурсия прошла в рамках областного проекта «Марафон трезвости», поддержанного министерством здравоохранения Саратовской области.
Что означает буква «э» у пятиклассников? «Э» – экологи. В мастерскую гармонного мастера ребят приехали в приподнятом настроении прямо со школьного фестиваля-конкурса «Весна Победы», где заняли II место, исполнив песню военных лет «Смуглянка». Вера Викторовна Баженова, педагог Дома трезвости, и классный руководитель пятиклассников Лидия Николаевна Шапова перед тем, как открыть дверь в мастерскую, наставляли школьников: руками ничего не трогать, если что хотите спросить – поднимите руку. Однако, к радости мальчишек и девочек, Олег Викторович не только позволил трогать руками музыкальные инструменты, но и настоятельно рекомендовал каждому растянуть меха, почувствовать себя гармонистом.
Но прежде – рассказал и свою историю, и «биографию» саратовской гармоники. Сам он играет на гармони с детства, и уже полтора десятка лет изготавливает и реставрирует музыкальные инструменты, главным образом – гармоники с колокольчиками. Рассказ свой сопровождал показом деталей инструментов, демонстрировал, как они соединяются между собой. Попутно отвечая на вопросы. «А вы один сделали эту гармошку?» – «Нет, мы делаем их втроём, мои помощники изготавливают меха, некоторые столярные работы, я же наклёпываю голоса, настраиваю их». Спросили: «Вот вы сделали гармонику, а сколько лет на ней можно будет играть?» – «Долго! Если аккуратно обращаться с нею, то и сто лет, и больше. В моей коллекции есть гармоника, сделанная ещё в позапрошлом веке».
Заиграл на саратовской гармонике, ребята сразу же узнали мелодию негласного гимна нашего края – песни «Огней так много золотых на улице Саратова». Пришло время познакомить экскурсантов с историей нашей звонкоголосой землячки. Первые гармоники с колокольчиками изготовили саратовские умельцы в середине XIX века, расцвет гармонного ремесла пришёлся на середину прошлого века. К началу нашего столетия интерес к гармонике упал, какое-то время даже прекратился выпуск гармоник, закрылась фабрика (кстати, располагалась она рядом с мастерской Аристархова), но сейчас этот народный промысел возрождается. И тут же прозвучал вопрос: «А где учат на гармонного мастера?» – «Здесь, в нашей мастерской можно научиться» – «Наверное, обязательно знать ноты?» – «Нет, не обязательно. Если изготавливать деревянные детали, или меха, то главное – иметь умелые руки. Ну, а если наклёпывать голоса – тогда да, без нотной грамоты не обойтись. А кто-то из вас играет на каких-нибудь инструментах?», – спросил мастер. Поднялось несколько рук. И когда одна девочка полюбопытствовала: «А сколько весит вот та маленькая гармоника? (указала на пикколо – концертную гармонику, используемую для оживления музыкального номера, обычно на ней играют малыши)», Олег Аристархович протянул ей гармонику: «Подержи, попробуй поиграть».
Вслед за Машей на пикколо попытались брать аккорды по очереди все, а потом и на саратовских гармониках поиграли. В нескольких местах сразу зазвенели голоса, ребята оживились: оказывается, так интересно растягивать меха, извлекать из инструмента звуки. А мастер напутствовал школьников: «Не теряйте времени, ребята, чему сейчас научитесь – с тем и пойдёте по жизни. Бесполезных навыков не бывает, и если есть возможность научиться играть – на гармонике, фортепиано, гитаре – не упускайте момента, учитесь».
Рабочий полдень подходил к концу, мастера ждал верстак и станки (назначение каждого он тоже объяснил), и ребята на прощание с воодушевлением поблагодарили мастера: «Спасибо!»