На сцене – всё настоящее!

На сцене актового зала Дома трезвости, где 27 июня 2023 года зрители увидели литературный вечер «Любовь и прочие тонкости» театральной мастерской «Абрикос». В сценках, где по ходу действия надо было изобразить чаепитие, на тарелках лежали настоящие бутерброды и пироги, артистки месили настоящее тесто, посыпая его всамделишной мукой. На их вдохновенных лицах – настоящие эмоции: гнев, радость, смущение, отчаяние, надежда, в итоге – настоящее искусство, даримое публике все полтора часа длившегося действа.

На сцене – всё настоящее!

«Любовь и прочие тонкости» – не первая премьера студийцев. Раз от раза растёт их мастерство, в чём убедились зрители, заполнившие зал, ни одного свободного местечка не было, хотя впускали на спектакль по пригласительным билетам: всё как в настоящем театре – афиша (её автор –Анна Лысова), программки-буклеты, звонок и предупреждение о выключении мобильных телефонов. Действо захватило зрителей сразу же, как только из-за кулис вышли первые персонажи: режиссёр Дарья Олеговна Сафронова (она же – руководитель студии «Абрикос») выстроила вечер так, что её актёры представили все жанры, от драмы до юморесок, «заглянули» в разные страны, ещё раз показав, что «любви все возрасты покорны». Да, любовь скрепляла разрозненные сценки, они сложились в настоящий гимн любви: кому, как не юным, петь о любви?

На сцене – всё настоящее!

В сценках и в сольных выступлениях была задействована дюжина студийцев, и каждый оставил прекрасное впечатление о своём таланте, нельзя было сказать, что иные блеснули, а те остались в тени. Это только серость одного цвета, наши же артисты представили всю палитру способностей перевоплощения, вживания в роль людей, живших в далёком прошлом или же обитающим на другом континенте. Уже в первой сценке «Варшавская мелодия» по пьесе Л. Зорина Арина Кулдашева так слепила образ студентки-полячки, учащейся в Московской консерватории, с помощью акцента, что можно было подумать: она действительно варшавянка. Действие происходит в послевоенном 1946 году в зале консерватории, а как уверить зрителя, что это действительно так? Режиссёр ввела в спектакль маленькую роль для Лилии Фёдоровой, та исполняла ноктюрн Шопена на фисгармонике, Арина же Кулдашева и её кавалер (его играл Святослав Евтеев) слушали, и аккомпаниатор блистательно представил Шопена, создав музыкальный образ сценки. А обобщённый образ влюблённой девушки – в словах героини: «Мы ценим правила, а любим исключения».

На сцене – всё настоящее!

Лилия Фёдорова ещё два раза выходила на поклон к публике: после монолога «Allez!» по Куприну и в дуэте с Полиной Самоседкиной в отрывке спектакля Д. Привалова «Прекрасное далёко». Именно в том «далеке» они месили тесто, рассуждая о превратностях любви, и не было бы ничего странного в их диалогах, если бы не место действия. Воспоминания о земной любви велись в… раю! Лилия и Полина представляли ангелов, завидующих людям. Такое вот мистическое наваждение!

На сцене – всё настоящее!

Искусство перевоплощения продемонстрировала Полина Самоседкина, в другой сценке представ в образе чопорной англичанки, выясняющей отношения со своей соперницей, героиней Ксении Леоновой. Следуя «указаниям» Оскара Уйльда, они разыграли битву женских характеров (чуть до драки не дошло!), сражающихся за жениха.

На сцене – всё настоящее!

Из московской действительности 1946 года в виртуальную столицу СССР тридцатых годов переместился Святослав Евтеев, блистательно перевоплотившийся в Воланда. Помогли ему в том, подыграв в сценке появления дьявола на Патриарших прудах, Берлиоз (Константин Золотарёв) и поэт Иван Бездомный (Илья Гетманов). Несомненно, Михаилу Булгакову понравилась бы такая трактовка образов его героев, как понравились актёры публике на литературном вечере. Литература на сцене Дома трезвости была представлена как классикой – рассказами Владимира Набокова «Весна в Фиальте» в исполнении Полины Самоседкиной, Антона Павловича Чехова «После театра» (прочла с воодушевлением Екатерина Колбасенко), стихотворением Марины Цветаевой «Дама в голубом» (дебют в спектаклях «Абрикоса» Полины Зениной), так и малоизвестными, но не менее выразительными пьесами Л. Олкотта «Хорошие жёны» (дуэт Ксении Леоновой и Даниила Арндта), Кира Булычёва «Можно попросить Нину?».

На сцене – всё настоящее!

Последняя из перечисленных пьес и завершала литературный вечер. Здесь блеснули Илья Гетманов и Полина Зенина, разыграв фантастический диалог поколений: по воле автора телефонистка соединила абонентов, живущих в 1942 году (подросток Нина) и в 1972 году (Вадим Николаевич). Девушка никак не могла понять, почему её собеседник не на фронте, а он недоумевал, почему должен занавешивать своё окно светомаскировкой. В конце концов ситуация проясняется, и герой помогает героине выжить, сообщив ей, где он потерял хлебные карточки: в 1942 году ему было столько же лет, сколько Нине, его случайно-мистической собеседнице. Этот необычный рассказ (между прочим, его четыре раза экранизировали!) заставил задуматься собравшихся на литературный вечер о связи поколений, о цикличности истории: и сегодня у нас снова фронт, и нужно быть ответственным за свою страну, за наше настоящее, без утверждения правоты которого не будет и будущего у наших детей.

На сцене – всё настоящее!

Отдельные «персонажи» – костюмы и музыкальное сопровождение. Студийцы не менее талантливы и в умении создавать антураж представляемой эпохи, а звукорежиссёр Ксения Леонова постаралась подобрать музыку, соответствующую переживаемому моменту на сцене. Один рахманиновский «Вокализ», обрамлявший диалог Нины и Вадима Николаевича чего стоит!

В последней сценке была ещё одна маленькая, пятнадцатисекундная роль Соседки. Она стала для Дарьи Олеговны Сафроновой, руководителя «Абрикоса», мастер-классом для студийцев: за столь непродолжительное время нахождения в поле зрения публики она сумела создать образ, и если не знать, что Соседку играет Дарья Олеговна, ни за что не догадаться, кто её исполняет: походка, причёска, голос, сама аура персонажа продемонстрировали «волшебную силу искусства».

На сцене – всё настоящее!

За это-то волшебство и благодарили зрители артистов, расставаясь с ними в надежде, что впереди – новые премьеры «Абрикоса».

Саратовское общество трезвости