Принять на себя ответственность за формирование будущего

От Якутска до Брюсселя – такова география участников конференции «История и перспективы трезвеннического движения», прошедшей 17 декабря 2022 года под руководством президента Международной академии трезвости Романа Владимировича Распопова, сменившего на этом посту Александра Николаевича Маюрова, умершего 8 апреля сего года.

Конференция – своеобразный смотр сил Академии, вступившей в новую фазу развития. В разговоре по видеосвязи приняли участие более тридцати человек. Темы выступлений были самые разные, каждый говорил о том, что ему близко, делились опытом своей работы и своими мыслями, как улучшить трезвенническую работу.

Как всегда, активны были северяне: Елена Колесникова и Елена Ивановна Шудря напомнили собравшимся у экранов о движении за трезвые сёла, здесь республике Соха-Якутия есть чем похвалиться: трезвенникам удалось привлечь на свою сторону власть, и число поселений, в которых люди сами для себя вводят сухой закон, растёт (добрый пример подхватили в Башкирии, там из бюджета выделяют миллионы рублей для поощрения трезвых сёл). Хотя якутянин Матвей Иванович Лыткин, председатель Общественной палаты республики, предостерёг от эйфории: недооценивать врага – плохая тактика, и призвал в наше тревожное военное время помогать фронту трезвым тылом.

Принять на себя ответственность за формирование будущего

Звучали доклады на историческую тему. Кандидат исторических наук с берегов Невы поделился своими изысканиями в архивах о деятельности петербуржских священников дореволюционной поры, ведомых отцом Иоанном Сергиевым (ныне прославленным в лике святых Иоанном Кронштадтским). Жительница Первоуральска Челябинской области Людмила Владимировна Астахова вспоминала не такую уж далёкую историю: три десятилетия назад в Ленинграде возникло объединение трезвенников «Оптималист», взявшее на вооружение метод Геннадия Андреевича Шичко (в этом году ему бы исполнилось сто лет). Но в основном в центре дискуссии была современность, и о чём бы ни говорили ораторы, их объединяло желание подсказать наилучшие пути продвижения трезвости в массы. Быть может, кому-то покажется мелочью: сибиряк Виталий Петрович Пешков поделился своими наблюдениями, как «утверждается трезвость через сувенирную продукцию» (название проекта, финансирующего изготовление продукции). Двое барнаульцев и семеро бийцев объединились и выпускают значки, календарики, магнитики, авторучки с трезвенническими слоганами. Раздают они их в основном в школах, попутно проверяя, как исполняется законодательство, и где оно нарушается, там они добиваются, чтобы табачные киоски и магазины с алкогольными изделиями возле школ закрывались.

Оживлённую дискуссию вызвало выступление уральца Максима Борисовича Хисмятуллина, затронувшего тему уроков трезвости в школе. Здесь почти каждому участнику конференции есть что вспомнить из своей практики, итогом стало решение добиваться, чтобы уроки трезвости ввели в школьную программу, но вести их должны не дилетанты, а подготовленные учителя трезвости.

Где их готовить? Целый научный трактат успел уложить в своё выступление болгарин Филип Георгиевич Лазаров, профессор психиатрии из Софии (хотя в эфир он выходил из Брюсселя). Он демонстрировал презентацию «Вопросы кадров в системе Международной академии трезвости (необходимость в устойчивом развитии кадрового потенциала)», повествующую о том, как при Академии трезвости можно создать институт, готовящий как раз профессионалов, продвигающих идею трезвости. Филип Георгиевич долгое время работал в штатеВсемирной организации здравоохранения специалистом по алкоголизации Европы, и на вопрос одного из участников конференции, как он оценивает мнение о том, что Всемирная организация здравоохранения в последнее время слишком политизировалась в ущерб науке, профессор дипломатично ответил, что не станет давать оценку ВОЗ, поскольку «это не в моей компетенции», но недвусмысленно заявил: «Я – за Россию!».

Принять на себя ответственность за формирование будущего

Наши земляки приняли активное участие в конференции. Кроме Юрия Валентиновича Казакова, руководителя организации «Здравомед доктора Казакова», не выступавшего с речью перед соратниками, в дискуссию вступали ещё три участника. В развитие мыслей ижевца Юрия Ивановича Кашина о губительности легальных наркотиков (его доклад назывался «Вопросы демографии в трезвенническом движении»), саратовчанин Лев Сергеевич Козленко, член правления Саратовской региональной общественной организации трезвости и здоровья, с болью говорил о самой незащищённой части населения – детях, гибнущих по вине пьющих взрослых в пьяных ДТП и пожарах.

Алексей Александрович Воробьёв, житель Энгельса, затронул тему перспективы влияния трезвеннических организаций на общество. «Трезвеннические организации существуют в форме общественной инициативы, которые организуют прежние методы работы, – сказал Воробьёв. – Я предлагаю трезвенническим организациям включить в свою рабочую повестку политическое направление. Это не создание политической партии, не заявление политических программ, это – принять на себя ответственность за формирование общества будущего, потому что если этого не сделают общества трезвости, то вряд ли кому это под силу». И в завершение своего доклада Алексей Александрович предложил «в качестве учёбы выработать единое образное представление понятия «трезвость».

Принять на себя ответственность за формирование будущего

На выступление каждому отводилось пять минут. Что в этот миг можно сказать, если накоплен огромный практический опыт? Наталия Александровна Королькова, председатель Саратовской региональной общественной организации трезвости и здоровья, успела выделить главное:

«Мы давно переключились на работу профессиональную. Хотя мы тоже некоммерческая организация, но стараемся профессионально работать, потому что на все направления нашей деятельности необходимо финансирование, необходима постоянно работающая команда, помещение, достаточное для того, чтобы туда много людей приходило.

Основное направление нашей работы – просветительское. У нас подобрана команда трезвенников – людей единых взглядов. Просвещение – это очень важный момент в работе продвижения идей трезвости разного формата. Мы выбираем целевую аудиторию, – для нас, трезвенников, важен именно правильный выбор целевой аудитории в продвижении наших идей. Уроки трезвости для нас – один из важнейших форматов, и мы разработали свои методические рекомендации, на нашем сайте вы можете их посмотреть. «Уроки жизни» – это для самых маленьких, это первичная профилактика. Вторичная профилактика – «Здравый толк». Третичной профилактикой мы тоже занимаемся, но это уже выздоравливающие люди. И работа по социальной реабилитации для нас принципиально важна. Сейчас у нас на обслуживании более ста человек, которые занимаются у нас реабилитацией, и мы считаем это большой своей заслугой, поэтому нужен большой коллектив, большая работа. Что касается детской работы, – профилактической, – мы создали детскую организацию – Ассоциацию скаутов Саратовской области, работаем через неё, потому что через интерес мы продвигаем своё дело. Когда детям интересно, мы для них авторитетны в этой      их интересной жизни, – тогда мы можем реально продвинуть идеи трезвости. Мы это видим, поэтому мы занимаемся развитием разных компетенций, интересных ребятам. К примеру, робототехника. Вот сейчас у нас за стенкой моего кабинета идут занятия клуба робототехники. Ведёт их инженер Алексей Мыцыков, и он работает и с родителями, и с детьми. Ненавязчиво, а естественным путём продвигая идею абсолютной трезвости…»

Принять на себя ответственность за формирование будущего

Звонок с экрана возвестил: пять минут истекли. Не сказала и сотой доли того, что приготовила на многих страницах доклада. Выручили вопросы (на это отводилось ещё несколько минут). Александр Анатольевич Макарычев, поэт из Нижнего Новгорода, удивлённый цифрой «двадцать штатных работников на зарплате», спросил, откуда деньги на оплату их труда. Наталия Александровна откликнулась: «Я использую те возможности, какие даёт законодательство Российской Федерации». И поделилась опытом привлечения в общественную организацию средств из государственного бюджета: любая некоммерческая организация, помогающая людям избавляться от зависимостей, может войти в реестр общественно-полезных организаций, в реестр поставщиков социальных услуг. Это непросто, но реально достижимо, о чём свидетельствует наш опыт. Государство поддерживает проекты, направленные на утверждение здорового образа жизни. В этом году, как и в прошлые годы, местное министерство здравоохранения финансирует исполнение двух-трёх проектов в год, выделяя деньги на печатную продукцию (второй год наш психолог Наталия Викторовна Сосновая получает возможность издать свои научно-практические разработки), на те же сувениры (Наталия Александровна продемонстрировала собравшимся только что привезённые из типографии бокалы с трезвеннической символикой и видами Саратова – действенный способ наглядной агитации за трезвость).

Многое осталось за кадром. У Наталии Александровны. И у других участников разговора. И в нашем рассказе о конференции, длившейся более трёх с половиной часов. Александр Александрович Зверев, лидер трезвенников Тюмени (и не только этого сибирского города, его знают в стране) подвёл итог встречи соратников удовлетворённой фразой: «Бальзам на сердце!» Удовлетворение не от состояния дел в трезвенническом движении (нам ещё далеко до наших предшественников, добившихся введения сухого закона в России в 1914 году), а от того, что во многих регионах страны есть активные делатели, есть сплав опыта и молодости. И то, что у руля Международной академии трезвости встал молодой человек, вселяет надежду, что у трезвеннического движения есть не только значительный исторический опыт, но и перспективы.

Саратовское общество трезвости