Урок киномонтажа в «Доме трезвости»

Мастер-классы

Константин Золотарёв и Андрей Назаров из скаутского штаба два года назад увлеклись видеосъёмкой. Первые уроки получили в Доме трезвости, со школьниками занимались Олег Петрович Зеленов и скаут Ирина Голубева. Сейчас Константин с увлечением монтирует… Нет, не видеофильм, а мультфильм из истории скаутского движения. Сам рисует с помощью компьютерных программ, сам монтирует рисованные кадры, складывая их в кинорассказ. Андрей же – летописец скаутских походов, ему тоже пригодились секреты кинематографического искусства, ими поделился со скаутами настоящий кинорежиссёр в Доме трезвости 16 сентября 2020 года.

Мастер-класс на тему «Видеомонтаж документальных фильмов» провёл в рамках проекта «Битва за трезвость. Саратовский фронт», поддержанного субсидией министерства здравоохранения Саратовской области, Евгений Васильевич Борисов, лауреат международного кинофестиваля «Саратовские страдания», режиссёр таких документальных фильмов о земле саратовской, как «Улица Московская», «Посёлок на берегу Вселенной», «Урок по-суворовски», «Саратовские переборы». Наверняка многие скауты видели его кинорассказ об Ассоциации скаутов Саратовской области «Нам достался лучший из миров», снятый шесть лет назад. Сейчас киномастер также работает над фильмом из скаутской жизни «Всегда готовы за Россию!»

Урок киномонтажа в «Доме трезвости»

Опираясь на свои кинофильмы и огромный опыт работы (впервые взял кинокамеру в руки почти полвека назад), Евгений Васильевич остановился лишь на одной теме – как правильно монтировать кадры, чтобы зритель получил не утомительный видеоряд на пятнадцать-двадцать минут, а цельный рассказ, увлекающий красивой картинкой и заставляющий думать над происходящим на экране.

«Что такое монтаж? – спросил Евгений Васильевич и сам же ответил: – это язык киноискусства. Между собой мы общаемся посредством слов, а словами для кинопроизведения являются кинокадры. Сейчас мы рассмотрим, как правильно «разговаривать» на этом языке».

Борисов познакомил ребят с десятью правилами монтажа. Рассказал, какие кинокадры можно ставить рядом, а какие создадут сумятицу, помешают восприятию зрителя. Даже если из всего услышанного за сорок пять минут урока юные кинематографисты усвоят всего лишь одно правило, можно считать, что потратили время не зря. «Как человек видит мир? – пояснил одно из правил монтажа Евгений Васильевич. – Сначала его взор охватывает всё, что расстилается перед ним – сельский или городской пейзаж, затем глаз видит то, что вблизи, если надо – рассмотрит деталь. Так же и в кино: режиссер чередует общий план со средним, его сменяет на экране средний план, потом нужно дать зрителю план крупный».

Урок киномонтажа в «Доме трезвости»

Свой рассказ Евгений Васильевич сопровождал кинокадрами: вот вдалеке по косогору скачет всадник (дальний план), кадр меняется – мы видим двух парней, вглядывающихся, кто это к ним приближается на коне (средний план). Затем – крупный план, лицо всадника, обращённое к тем, кто его ожидает, к тем двум парням.

Монтаж по цвету, по свету, по направлению движения главного объекта в кадре – на всё это есть незыблемые каноны, с ними-то и познакомил аудиторию лектор. Как правильно должны подбираться  кинокадры в теории и как это сделать на практике и показал на экране режиссёр. Слушатели его знакомы с азами, поэтому лектору легко было общаться с аудиторией. Ребята задавали вполне профессиональные вопросы, получая  обстоятельные ответы. Это первая, но не последняя встреча режиссёра со скаутами, желающими овладеть искусством киносъёмки. Евгений Васильевич не первый год даёт уроки киноискусства, надеемся, частицу своего богатого опыта передаст и нашим скаутским кинолетописцам.

Оцените статью