И стихи, и проза – хороши!
И все играли – от души!
Именно играли, а не просто декламировали на литературном вечере воспитанники театральной студии «Абрикос» 4 февраля 2023 года в Доме трезвости.
«Всё, что не проза, то стихи, а что не стихи, то проза», – сделал для себя открытие г-н Журден, герой пьесы Мольера «Мещанин во дворянстве». Ведущие вечера Святослав Евтеев и Константин Золотарёв скрестили шпаги сначала в прямом смысле, изобразив поединок, потом – в переносном, заспорив, что важнее – стихи или проза? Несколько раз по ходу концерта звучала их словесная дуэль, и они даже сами пытались доказать друг другу и зрителям свою правоту. Костя прочитал отрывок из повести Валентина Катаева «Белеет парус одинокий», а Святослав – «Большую элегию Джону Донну» Иосифа Бродского. Остальные участники концерта поддерживали то одного ведущего, то другого, представляя зрителям (а их – зал под завязку, более шестидесяти человек) стихотворения (открыл поэтическую страничку Иван Смирнов со строками Монолога» Э. Межелайтиса) или отрывки из повестей, а то и инсценируя рассказы.
Взрывы смеха вызвала сценка по рассказу Чехова «Предложение». Герой Ивана Смирнова стесняется делать предложение своей возлюбленной, вместо этого их разговор беспрестанно сваливается в ссору то из-за неясной принадлежности спорного лужка на границе их поместий, то из-за разных взглядов на цену охотничьей собаки незадачливого жениха. Дело кончается тем, что невеста сама делает предложение возлюбленному под бурную овацию зрителей, по достоинству оценивших великолепно слепленные артистами характеры персонажей.
Блистательно справились с заданием режиссёра и остальные актёры. Маргарита Тагаймурадова в кратком монологе воплотила образ Жанны д, Арк из «Святого Иоанна» Бернарда Шоу, а Ксения Леонова – шекспировскую Джульетту. Одной темой – Рождества Христова – объединены выступления Ильи Гетманова и Арины Кулдашевой. Илья предстал в образе старика Горкина (малахай, поддёвка, валенки!), героя великолепного романа Ивана Шмелёва «Лето Господне», рассказывающего своему воспитаннику, мальчику Ване, как в старину праздновали Рождество. Арина же перенесла зрителей в Америку, разыграв в лицах героев рождественского рассказа О. Генри «Дары волхвов»: муж и жена хотели приготовить друг другу сюрприз к празднику – он продал часы и купил ей роскошный гребень для волос, она же, отрезав и продав косу, приобрела золотую цепочку для мужниных часов. Выяснилось, что подарки получились несуразные, однако они удостоверились, как любят друг друга.
Ещё одна тема святок – в отрывке из «Кондуита и Швамбрании» нашего земляка Льва Кассиля. Студийцы минувшим летом гостили в музее классика детской литературы, и Лев Абрамович до сих пор не отпускает их: Полина Самоседкина одна изобразила нескольких персонажей, прочитав (наизусть, естественно) несколько страниц книги.
Даниил Арндт познакомил зрителей с героем рассказа «Злоключения озорника» детского писателя из Германии Хольца-Баумерта, а Леонид Цевелёв – с мальчишкой из стихотворения Евгения Евтушенко «Зависть» – произведения совершенно серьёзные, заставляющие задуматься о сложных житейских вопросах. Сменившая парней на сцене Лилия Фёдорова позволила залу расслабиться, рассказав (простодушно, словно бы это на самом деле произошло с ней) о том, «Как меня учили музыке» (так называется рассказ И. Пивоваровой).
Сложнее всего на сцене пришлось Насте Толчиной: она вышла на публику вслед за Екатериной Колбасенко, представившей пронзительный монолог героини рассказа Светланы Алексиевич «Цинковые мальчики» – горестную повесть матери, потерявшей сына на Афганской войне. Комок в горле от услышанного, а тут – следующий номер, и Настя сумела найти нужную интонацию, произнося «Все важные фразы» (отрывок стихотворения О. Мельниковой): «Если уж менять, то всю жизнь по-новому, // Что всего важнее, то не забудется».
Заключительные слова литвечера достались Полине Самоседкиной: «Словами тяжко – получится не любыми», – начинается одноимённое стихотворение А. Кудряшовой, завершающееся мыслью, в которой подводится итог всех предыдущих номеров: «Мне так нужно, чтобы меня любили!»
А что же спор поэта с прозаиком? Они помирились на том, что и стихи, и проза – великолепны, если написаны талантливо. Если же и артисты постараются, как постарались их друзья-студийцы, то успех концерту обеспечен.
И артисты, и зрители благодарили режиссёра-сценариста и руководителя «Абрикоса» Дарью Олеговну Сафронову за доставленное удовольствие, отмечая: ни одного «проходного» номера, все – молодцы! Ни одной досадной оплошности, способной испортить настроение (смолкнет музыка, и смажется впечатление от номера): звукорежиссёр Александр Хохлов обеспечил звучание фоновой музыки (её подобрала Ксения Леонова), красивые мелодии звучали в нужном месте с нужной громкостью, оттеняя талантливые декламации.
«Абрикос» ещё раз доказал свою зрелость. Труппе по плечу и многоплановые спектакли, и выступления на больших сценах. Будем ждать новых премьер, желая артистам и режиссёру творческих успехов в наступившем году.