Учиться, чтобы дарить людям здоровье!

Этот слоган на стене кабинета химии Саратовского медколледжа СГМУ им. В.И. Разумовского призывает студентов серьёзно относиться к учёбе, быть внимательными на уроках. А 1 ноября 2023 года первокурсников групп 101, 103, 111 и 112, изучающих сестринское дело, пригласили на необычный урок – урок трезвости. И провели их необычные учителя – учителя трезвости. Три месяца в Доме трезвости Алексей Александрович Воробьёв, Пётр Иванович Неловко, Татьяна Викторовна Цепцова, Алексей Михайлович Банников и Сергей Янин изучали теорию, как вести уроки трезвости, какую информацию и как преподносить школьникам и студентам, и вот теперь поверяют на практике, верна ли теория, зацепят ли их аргументы аудиторию.

Учиться, чтобы дарить людям здоровье!

Татьяна Викторовна взяла 101-ю группу, Алексей Александрович – 103-ю, Сергей – 111-ю, Алексей Михайлович – 112. В каждой группе – по 22-25 человек, так что для доверительной беседы самые лучшие условия, и контакт со слушателями установили сразу же все четыре лектора. И план урока, разработанный совместно, у всех – один и тот же, а вот факты и доводы – разные, исходя из личного жизненного опыта. Конечно же, все лекторы начали свой урок с пояснения, что алкоголь, табак, вейпы – это легальные наркотики. Рассказали, каким образом вредят они, попадая в организм, объясняя биохимические процессы, разрушающие клетки, прежде всего мозга. Почему именно на мозге сделали акцент? Потому что нарушения функции мозга обусловливают многие проблемы – не только со здоровьем отдельного человека, но и семьи, и общества в целом.

Учиться, чтобы дарить людям здоровье!

Во всех четырёх группах шёл диалог – студенты охотно вступали в разговор, предлагая свои варианты ответов на такие вопросы лекторов, как «Почему все, зная о пагубности легальных наркотиков, всё же их употребляют?», «Почему заведомо негодные для питания изделия продают в продуктовых магазинах?», «Почему спиртное в магазинах выставляют не только на полки, но и ставят возле кассы». Студенты верно отвечали на эти вопросы. Но, как и многие наши соотечественники, они также в плену у мифов, коими богата питейная тема. Так, одна студентка предположила, что многие попадают в зависимость от алкоголя, потому что у них обида на общество: не могут найти хорошую работу, получить образование. Сергей Янин объяснил этот парадокс: пьющий всегда эгоцентричен, ему кажется, что все ему должны, виноваты в его бедах кто угодно, только не он сам. Опять же это происходит оттого, что пьющий останавливается в своём развитии, если начинает потреблять лет в пятнадцать, то мозг под воздействием наркотика как бы замирает, не развивается.

Учиться, чтобы дарить людям здоровье!

Затронули тему демографии. Примеры приводили из своих наблюдений. Так, Алексей Михайлович Банников, приведя статистику смертей и рождений по Саратовской области (19 005 смертей против 8949 рождений с января по июль 2023 года), сообщил, что большинство его одноклассников до тридцати лет не могли родить ребёнка, пришлось прибегать к ЭКО. И винят в том плохую экологию, врачей, не могущих лечить, только не свои пристрастия к питию «как все». Услышали студенты, что это «как все» верно пока что лишь для нашей страны, две трети населения Земли живут трезво. Как когда-то, до начала 1960-х годов, трезво жила и наша страна. И сегодня многие молодые люди – разные социологические опросы называют цифру 40 % – выбирают абсолютную трезвость, лекторы призвали студентов-медиков присоединяться к этому движению за трезвость страны.

Учиться, чтобы дарить людям здоровье!

Не обошлось и без пресловутых заблуждений общественного сознания: «зато казна получает доход от продажи спиртного и табака». И если раньше учителя трезвости ссылались на опыт Америки, других стран, где проводились исследования: на доллар, полученный государством от продажи легальных наркотиков, общество терпит убытки в пять-шесть долларов, то в октябре нынешнего года Госдума России вооружила их такими данными: в современной России на рубль, полученный в виде акцизов от продажи спиртного, наша страна теряет в тринадцать раз больше! И студенты подсказали, где теряет: от затрат на лечение пьющих и заболевших от возлияний, на содержание тюрем, на убытки от пожаров, ДТП, а главное – от рождения больных детей, ведь алкоголь обладает кумулятивными свойствами, то есть способностью накапливаться от поколения к поколению. Татьяна Викторовна нашла интересный образ для иллюстрации мутирования генов: «Вот эта алкогольная муть и поражает гены, в результате чего рождаются больные дети».

Учиться, чтобы дарить людям здоровье!

В нашей питейной теме, хочешь не хочешь, а без политики не обойтись. Впрочем, какая тут политика, голая статистика: почти все табачные фабрики, спиртовые заводы принадлежат иностранному капиталу, и россиянин, покупающий алкогольную и табачно-вейповую отраву, не только подрывает своё здоровье, но и отдаёт свои деньги за границу. А там куда их тратят? В том числе и на покупку оружия, поставляемого на Украину. Так в чьих «окопах» пьющие и курящие?

Много новой для себя информации почерпнули студенты. А чтобы закрепить пройденный материал, получили они «домашнее задание» – прочитать розданные листовки с рассказами о знаменитых людях, пропагандировавших трезвость – агрономе Андрее Тимофеевиче Болотове, режиссёре Константине Сергеевиче Станиславском и детском писателе Николае Николаевиче Носове.

Учиться, чтобы дарить людям здоровье!

Накопили информацию и сами учителя трезвости. Пётр Иванович Неловко записывал на видео лекции своих товарищей, и после урока они пошли отсматривать кадры, чтобы проанализировать, что удалось достичь, как реагировали слушатели, какие ошибки допустили учителя, о чём забыли упомянуть. И тот лозунг, который висит в кабинете химии – «Учитесь, чтобы дарить людям здоровье!» – это и про них, учителей трезвости: какое же здоровье у пьющего? Особенно важно, чтобы студенты-медики уяснили эту истину, ведь людям в белых халатах пациенты верят, и если доктор сказал – значит, нужно следовать его рекомендациям. Надеемся, что дипломированные специалисты, нынешние первокурсники, будут прописывать своим пациентам трезвость как самое лучшее лекарство, приняв факты и аргументы, полученные на уроках трезвости, не к сведению, а руководством к действию, сохранив свою природную трезвость. Как в своё время сделал это Фёдор Григорьевич Углов, выпускник Саратовского мединститута 1929 года, о нём тоже успели рассказать на уроке трезвости.

Учиться, чтобы дарить людям здоровье!

Наших учителей трезвости ждут другие группы первокурсников, никто не останется без попечения добровольных пропагандистов трезвости, восполняющих пробел учебных программ: увы, собриологию, науку о трезвости, пока в наших вузах, даже медицинских, не преподают.

Саратовское общество трезвости