Не первый год при Доме трезвости действует театральная мастерская «Абрикос». Режиссёр Дарья Олеговна Сафронова занимается с детьми. А три года назад возникла и группа взрослых артистов. И если дети сразу нарекли свою студию «Абрикосом», то старшие их товарищи обходились без имени. А в декабре уходящего года нареклись простенько и со вкусом: театр-студия «Наш театр». И 27 декабря ознаменовали наречение премьерой спектакля.
К тому же не простого – замахнулись на классику, избрав для постановки комедию итальянца Эдуардо де Филиппо «Филумена Мартурано». И хотя написана пьеса в 1946 году в середине ХХ века и далеко от Саратова, тема семьи и ответственности за свои поступки актуальна и по сей день и для наших современников и соотечественников. Что блестяще воплотили на сцене четверо актёров из «Нашего театра» с помощью четверых абрикосовцев, вступив в состязание с легендарными артистами мирового кино: по произведению Э. Филиппо в 1964 году поставлен фильм «Брак по-итальянски», в главных ролях – Софи Лорен и Марчелло Мастрояни. Надо сказать, в саратовском варианте исполнители представили своих героев не хуже классиков. Елена Рудгалвис, сыгравшая Филумену, блестяще изобразила её решительной и находчивой в отстаивании интересов своих детей, наш же «Марчелло Мастрояни» – Расим Мусилев – представил своего героя Доменико Сориано в развитии – от непреклонного дворянина, оскорблённого обманом возлюбленной, до нежного супруга, всех прощающего и примиряющегося с обстоятельствами.
Нет нужды подробно пересказывать содержание пьесы, достаточно напомнить канву: Филумена борется за права своих детей, в страстных монологах раскрывая историю своей непростой жизни, а её, как бы сейчас сказали, бой-френд приходит к пониманию, что главное в жизни не деньги, не честь мундира, не общественное положение, а семейные ценности.
Развитию сюжета помогают слуги Филумены. Ольга Родионова представила Розалию Солимене сострадательной наперстницей своей госпожи, а Дмитрий Черепахин, напротив, изобразил Альфредо Аморозо отстранённым от страстей, кипящим на сцене, для него плохой кофе гораздо огорчительней, чем семейная драма хозяйки.
Какая же итальянская пьеса без музыки? Нет, никто не играл на гитаре, зато в сцене знакомства Доменико с детьми Филумены (она так и не сказала, какой же из трёх сыновей его родной сын) все четверо обсуждают достоинства неаполитанских песен (наш земляк Иван Петрович Ларионов, автор знаменитой «Калинки», заметил: «Итальянцы научили петь весь мир»), Микеле (его исполнил Илья Гетманов) начинает петь, его старший брат Риккардо (Святослав Евтеев) не выдерживает фальши и показывает, как надо исполнять куплет, к нему подключается Умберто (Константин Золотарёв), и вот уже отец аплодирует трио! Совсем недавно, в минувшие выходные, «братья» играли в Рождественской мистерии лесных зверей, и вот такое великолепное перевоплощение! В спектакле роли у них непродолжительные, но ребята смогли в нескольких репликах, а то пантомимой и мимикой создать разные характеры, не ограничившись простой ролью статистов.
Эпизодическая роль и у абрикосовца Ильи Алексеевича Дементьева, психолога Дома трезвости, но он создал образ адвоката запоминающимся.
На раскрытие образов играла и умело подобранная музыка (постаралась звукорежиссёр Ксения Леонова), и сценография – подыскивали реквизит и создавали антураж Владимир Гринн, Дмитрий Черепахин и Расим Мусилев). И, конечно же, несомненный успех премьеры – заслуга режиссёра-постановщика Дарьи Олеговны Сафроновой, выстроившей спектакль так, что он смотрится на одном дыхании, а не вошедшие в пьесу сцены не мешают пониманию сути, представленные действа полностью раскрывают замысел автора показать сложность семейных отношений.
Выбор темы премьеры не случаен: грядущий 2024 год объявлен Годом семьи. «Наш театр» и «Абрикос» досрочно встретили это знаменательное событие, с чем по окончании спектакля и поздравили их многочисленные зрители, наполнив финал пьесы аплодисментами и цветами.