Наставника трезвости Татьяну Викторовну Цепцову 5 мая 2025 года пригласили в Саратовский медико-биологический лицей на классный час, ныне он называется разговор о важном. Неделю назад Татьяна Викторовна уже беседовала с восьмиклассницами, и их классный руководитель Ольга Михайловна Жутаева (преподаёт музыку) попросила её продолжить урок трезвости. К восьмиклассникам присоединились и два десятых класса.

В прошлый раз урок делился на две части: 1) урок трезвости и 2) «охота» на детей. Теперь, поскольку восьмиклассникам не интересно будет второй раз слушать одно и то же, лектор придумала вторую часть, заменив охоту на рыбалку. Прежде же спросила восьмиклассниц, что они помнят из прошлого урока, и осталась довольна: школьницы даже вспомнили об авторе многих книг на тему трезвости Фёдоре Григорьевиче Углове, о котором шла речь на первом уроке.
Впрочем, зря мы назвали Татьяну Викторовну лектором. Скорее – режиссёр. Потому что рассказ о рыбаке и рыбке дети разыграли в сценке. Вызвались три помощницы. Роль Рыбака у Киры, Полине досталась роль прикармливать-приманивать рыбку, а Рыбка – Арина. Рыбка сначала стала клевать прикормку, потом схватила и крючок с красивой наживкой. Всё, попалась Рыбка!

Второе действо сказки «о рыбаке и рыбке» – сценка, как производители и продавцы алкоголя и табачных изделий вовлекают в употребление спиртного и в курение-парение молодёжь. Процесс тот же самый, что и на рыбалке, только теперь у Полины роль маркетолога (думает, как привлечь новых покупателей), вместо Рыбака – Производитель-Продавец, Арина же из Рыбки превратилась в Жертву обмана. По ходу пьесы выяснили, что есть обман № 1: «разрешено к продаже, значит, безвредно»; обман № 2: якобы легальные наркотики это пищевая продукция, и обман № 3: выбор без выбора – в общественном сознании до сих пор господствует мнение, что взрослому человеку нужно пить «культурно, умеренно», а не так, как алкоголики, хотя алкоголики выходят именно из тех, кто пьёт «умеренно». Ещё ни одного алкоголика не получилось из трезвенника!

Татьяна Викторовна комментировала происходящее на сцене случаями из жизни. Когда Маркетолог привлекала Рыбку обманом № 2 (алкоголь – пища), режиссёр вспомнила свой разговор с сыном-подростком, возмущавшимся, что в одном магазине его любимый йогурт гораздо дороже, чем в другом. В разговоре с сыном выяснилось, что дешёвый йогурт продают там, где очень много алкогольной продукции, и низкой ценой на детские товары те торговые сети формируют себе армию будущих покупателей, покупателей уже не йогурта, а спиртово-табачной отравы.

После завершения розыгрыша сценки диалог наставника трезвости и зала шёл вокруг отлично составленной презентации (картинки и схемы сменялись на экране), закрепляющей те знания, которые только что прозвучали и углубляющей их. Беседа подвела ребят к выводу: главная причина распространения табака и алкоголя – масштабный корыстный обман, мошенничество ради выгоды. И если от телефонных мошенников, предлагающих перевести им деньги на их счета, люди стараются уберечься, то от мошенников табачно-алкогольных, к сожалению, не уберегаются, поскольку не замечают обмана, полагая, что сами делают свой выбор не в свою пользу. А как же? Если ты отдаёшь свои деньги за товар, который тебя губит, разве это правильный выбор!

Татьяна Викторовна пояснила: «Этот не замечаемый вами обман существует потому, что вы привыкли всё принимать в готовом виде, без исследования, без сомнений, без размышлений. Когда вы перестаёте задумываться, вами становится легко манипулировать. На вашем доверии построена целая империя лжи, и она будет царствовать, пока вы не проснётесь».

Поскольку лицей – медико-биологический, часть урока Татьяна Викторовна посвятила рассказу о том, как этиловый спирт и никотин, жижа «парилок» разрушают мозг, кровеносные сосуды и сердце. Как уберечься? Рецепт простой, из одного слова: трезвость! «Трезвость, – пояснила Татьяна Викторовна, – это неиспользуемый пока ресурс человека и общества. Трезвость обеспечивает человеку и обществу: здоровье, разум, рассудок, здравомыслие, духовность, совесть, нравственность».

Вот такой получился разговор о важном. Этот разговор дал возможность старшеклассникам сделать правильный выбор. До урока они знали о выборе без выбора, теперь же познакомились с третьим вариантом, исключающим следование тем обманам, которыми увлекают в зависимость от их товаров производители и продавцы спиртовой и табачной отравы.