24 мая 2025 года в Доме трезвости состоялась встреча донских и волжских трезвенников: в гости к саратовчанам приехал лидер общественного движения «Трезвый Дон» Виктор Александрович Пономарёв.

Перед традиционным чаепитием (гостю подарили пакет нашего фирменного чая «Искра веры») за дружеской беседой Наталия Александровна Королькова провела для гостя экскурсию, в субботний день как раз проходили занятия в театральной студии «Абрикос», в психологической мастерской, в кружке робототехники. О работе с детьми и рассказала Наталия Александровна, о подготовке к летним палаточным лагерям «ОПЛОТ» и «Иргиз», а также о многих других аспектах нашей деятельности, накопленных за сорокалетнюю историю Саратовского общества трезвости и здоровья. Уделила внимание истории, но главный рассказ о сегодняшних заботах. Это уже вторая встреча Натали Александровны с Виктором Александровичем, 16 мая они встречались в Москве, во время работы Координационного совета трезвеннических организаций России. Там говорилось о том, что нужно обмениваться опытом работы, и вот, не откладывая выполнение этого пожелания в долгий ящик, трезвенники Дона и Волги встретились в Саратове.

На встречу с Виктором Александровичем Пономарёвым, учредителем общественной организации утверждения и сохранения трезвости «Трезвый Дон» пришли два десятка членов Саратовской общественной организации трезвости и здоровья, им было интересно узнать, а чем живут их соратники на Дону. Виктору Пономарёву сорок лет, по образованию он биолог и психофизиолог, вот уже пятый год, как он говорит, занимается общественной работой, ведёт курсы Сознательной Трезвости. Он в начале рассказа поведал историю своей общественной организации. Она не такая долгая, как у волжан, впервые собрались пятнадцать лет назад на волне тогдашнего всплеска интереса молодёжи к трезвости. Основные мероприятия – организация культурного досуга, участие в пробежках, модных в то время. Через два года Виктор Александрович побывал у трезвенников на Кубани, там тоже увлекались продвижением трезвости в молодёжную среду через спортивные мероприятия. Когда же поехал в Тюмень к тамошним трезвенникам, то узнал о более действенных методах работы. Уральцы подсказали: мало самим вести трезвый образ жизни, трезвости надо обучать новичков, чтобы они могли нести знания в массы.

В то время «Трезвый Дон» насчитывал более сотни активных сторонников трезвости, но на призыв Пономарёва «учиться, учиться и учиться» откликнулись немногие: на первое занятие курса учителей трезвости пришли всего семь человек, на второе подтянулись ещё трое. Тот десяток прошедших курсы и стал костяком обновлённого трезвеннического движения на Дону. Прошедшие курсы работают гораздо эффективнее, потому что научены продвижению трезвости.

Два года назад и у нас в Саратове Алексей Воробьёв и Пётр Неловко создали школу наставников трезвости (в Ростове – учителя, у нас – наставники), и нам было интересно сравнить достижения дончан с нашими, найти общее и позаимствовать то, до чего сами не дошли. Есть такая саратовская частушка – «Ростов – на Дону, Саратов – на Волге, я тебя не догоню, у тебя ноги долги». В отличие от частушки, наша задача не соревноваться, а координировать наши действия. Пётр Иванович Неловко, который тоже участвовал в московском координационном совете, предложил продолжить начатый в столице разговор. Там говорили о том, что в разных городах разные тактики продвижения трезвости, а вот общего стратегического плана нет в российском трезвенническом движении. Международная академия трезвости и взяла на себя труд по созданию такого плана, и наша встреча прошла в русле определения главных направлений борьбы за трезвость. У трезвеннического движения сейчас нет даже общего понятийного аппарата (Пономарёв привел пример: на одном совещании попросили участников дать определение трезвости, и получили столько определений, сколько было участников совещания!). Выработка общего понимания основных понятий – первоочередная задача трезвеннического движения.

У нас сейчас хорошее антиалкогольное законодательство, у государства есть запрос на трезвость, и выполнять его будут прежде всего некоммерческие организации, а для этого нужны грамотные кадры, подготовленные для продвижения трезвости, есть такие и в Ростове-на-Дону, и в Саратове.

Ещё об одном аспекте борьбы за трезвость напомнил Виктор Александрович: «У нас в стране есть алкогольное лобби. У него есть интересы, есть законотворцы, представители, есть капитал, и они работают в связке: есть те, кто формирует общественное мнение, на которое они потом опираются, и они двигают свои законы. А трезвого лобби нет! В Общественной палате в Москве я слышал выступления депутатов, они высказывали здравые мысли, например, том, что нужно убрать алкоголь из кассовых зон, но у этих депутатов, которые вроде бы на нашей стороне, нет трезвой основы. Какая была у Челышова, депутата дореволюционной Госдумы. Нам бы сейчас хотя бы одного такого депутата, идейного трезвенника».

Когда заходит речь о потерях, которые несёт страна от алкоголя, сразу вспоминают потерю здоровья. «Трезвость – это не только для здоровья, – подчеркнул Виктор Александрович, – но и для экономики страны. Потому что деньги, потраченные на алкоголь, могут быть потрачены на созидательную сферу».

Более трёх часов длился разговор, и главный итог – мы узнали, чем живут наши соратники на Дону, а они – о наших делах и проблемах. Собственно, проблема у всего трезвеннического движения страны одна – разобщённость, и есть надежда, что под руководством Международной академии трезвости удастся консолидировать силы всех сторонников установления трезвости в стране.