«Хорошая раскадровка! Мне нравится»

«Хорошая раскадровка! Мне нравится». Этими словами Максим Николаевич Ломаченко завершил очередной мастер-класс по видеосъёмке и видеомонтажу в Доме трезвости, где юные режиссёры и операторы, участники проекта «Трезвое начало», учатся азам киноискусства. Мастер-класс проходил 15 апреля 2021 года и был посвящён «матери учения» – повторению пройденного.

«Хорошая раскадровка! Мне нравится»

В начале урока Максим Николаевич показал самый известный документальный фильм – «Приезд поезда». Самый известный потому, что это самая первая в мире киносъёмка: французы братья Люмьер в 1895 году догадались, что если запечатлевать на фотоплёнку движущиеся предметы со скоростью 24 кадра в секунду и потом склеить их в той же последовательности и прокрутить на экране, то глаз воспримет эту череду снимков как ожившие предметы. Таким образом фотография и кино имеют много общего, и прежде всего то, что в основе и кино, и фотографии лежит свет. Недаром в старину фотографию именовали светописью (собственно, и фотография означает то же самое: фото – свет, графо – пишу, то есть посредством света пишу).

«Хорошая раскадровка! Мне нравится»

Вот о том, каким образом свет запечатлевает видимый мир на носитель (раньше это была светочувствительная плёнка, сейчас – матрица), и посвятил Ломаченко теоретическую часть урока. Слушатели узнали о том, как цвет и свет преобразуются в картинку, о трёх китах видеосъёмки: ISO (светочувствительность камеры), диафрагме (сравнил её с диафрагмой в нашем теле, только в кино и фотоискусстве диафрагма пропускает не воздух, а свет) и выдержке. Кто-то из слушателей пошутил: «Это как человеку нужно не психовать?», на что учитель откликнулся: «Ну да, иногда камера так «психанёт», что весь кадр будет смазан, поэтому нужно знать, какую выдержку надо устанавливать при съёмке».

«Хорошая раскадровка! Мне нравится»

И потом подробно разъяснил, как «приручить» этих китов, рисуя на доске схемы и демонстрируя кадры на экране компьютера. Выдержка – это промежуток времени, в течение которого на матрицу льётся свет, отражаемый от запечатлеваемого мира. Максим Николаевич сообщил, какие цифровые значения диафрагмы и выдержки нужно устанавливать в том или ином случае, при определённом освещении. Наверное, для многих слушателей стало открытием, что и температура играет свою роль (при низкой температуре в камере кадры получаются синими («холодными»), при высокой – тёплыми («жёлтыми»).

«Хорошая раскадровка! Мне нравится»

Когда ребята уяснили многие теоретические положения, Максим Николаевич вопросил, кто рискнёт попрактиковаться в съёмке. Отважились одноклассники Максим Щапов и Захар Брянский (они учатся в 8 классе 3-го лицея). Наставник показал, где на камере выставляются диафрагма и выдержка, рассказал, что при монтаже существует определённый алгоритм кадров, повторяющий физиологию зрения человека: мы сначала окидываем взором картину в целом, потом отыскиваем взглядом нужного нам человека, затем присматриваемся, разглядывая детали. Так и при видеосъёмке, чтобы правильно потом смонтировать фильм, нужно снимать и дальние планы, и средние, и детали, чтобы было из чего строить кинокартину.

«Хорошая раскадровка! Мне нравится»

Максим и Захар сначала несмело, а потом всё увереннее стали водить объективом камеры, советовались между собой, а в затруднительных случаях просили совета у наставника. Максим Николаевич, когда парни завершили пробную съёмку, вытащил карту из камеры, вставил её в компьютер, и все вместе стали отсматривать отснятое, сравнивая его с эталонной съёмкой (где правильно чередовались кадры). Небольшое замечание получили юные операторы за то, что средний план немногим отличался от общего, Максим Николаевич показал, как исправить огрехи в будущем. Предостерёг от того, чтобы камера оставляла в кадре мало место над головой: «А если бы я сейчас поднял голову, то что бы? Кадр испортился бы (в качестве «модели» при выполнении практического задания мальчишки выбрали учителя, который во время съёмки сидел за компьютером и готовился к дальнейшему рассказу на уроке)».

«Хорошая раскадровка! Мне нравится»

После разбора выполненного задания и прозвучала оценка наставника: «Раскадровка хорошая! Мне нравится».

Кино – коллективное искусство. В успех фильма (или в его провал) вносят свою лепту и сценарист, и режиссёр, и оператор. Дима Шендра, семиклассник из гимназии № 2, на этом занятии выполнял особое задание, переносил из угла в угол свою кинокамеру, прикидывал, какой ракурс съёмки лучше. Он уже немало продвинулся в постижении тонкостей съёмки и монтажа. К осени студийцы планируют снять документальный фильм о том, с какими успехами участники видео кружка придут к финишу проекта.