В самом конце прошлого года в нашу газету пришло письмо.
Уважаемая редакция газеты «Вопреки»!
Обращается к вам группа жителей п. Елшанка по ул. Буровая, д. №№ 11, 13, 9. Прочитали статью Владимира Вардугина «Пришло время действовать» (опубликована в ноябрьском номере нашей газеты – примечание редакции газеты «Вопреки»). Полностью поддерживаем борьбу с пьянством. Куда катится наша страна?
В нашем небольшом микрорайоне очень мало культурно-просветительных учреждений. Зато на каждом углу как поганки пивнушки типа «Кега». Мало старых, надо ещё открыть три новых. Практически в каждом жилом доме торгуют пивной гадостью круглосуточно на радость любителям этого зелья, но на горе жён, матерей, чьи сыновья и мужья пьют. Торгуют даже из-под прилавка в «запрещённые дни». Любители пива летом по ночам и даже днём пьют на лавочках, ночью зимой – по подъездам, оставляя за собой кучу бутылок и банок. А рядом две школы: гимназия № 47 и общеобразовательная школа № 64.
Куда мы только не обращались и в электронном, и в письменном виде в вышестоящие организации о запрете ночной торговли. Ведь депутатами принят закон о запрете ночной торговли в жилых домах. Видимо, кому-то выгодно, чтобы они наживались на чужом горе и набивали карманы «грязными» деньгами. Пьют даже мамочки с малыми детьми (это уже стало в порядке вещей). В наше советское время это было стыдно – открыто курить и пить (особенно женщинам). Сейчас всё дозволено. А это ведь наше молодое поколение!!
Помогите, что в ваших силах, запретить ночную торговлю пивом, в частности в нашем доме № 9 по ул. Буровой. С уважением – группа жильцов (подписи).
10 февраля 2025 года члены правления Саратовской региональной общественной организации трезвости и здоровья Наталия Александровна Королькова (председатель организации), Владимир Александрович Гринн и Владимир Ильич Вардугин выехали на место, указанное в письме, чтобы проверить факты. Вместе с общественниками в рейде приняли участие корреспондент ГТРК «Саратов» Ольга Константиновна Медведкова и телеоператор Егор Кузин, чтобы, если факты подтвердятся, подготовить для эфира сюжет.

Увы, факты полностью подтвердились. В доме № 9 по улице Буровой – три точки, торгующие спиртным. На улицу выходят «Пятёрочка» и «Магнит», а с торца здания, выходящего на дом № 11, – «Кега». Беседа рейдовой бригады с жителями микрорайона началась с… похвалы депутату и участковому. Надежда Васильевна, старшая по дому № 9, подтвердила жалобу жильцов на неуютное соседство: «Да, на скамейках сидят и распивают. Но у нас участковый хороший: всегда позвоним – они приезжают, и все разбегаются сразу. А с той стороны, – кивнула со двора на улицу, – торговали самогоном, а сейчас там мясной. Сообщили депутату (у нас депутат Алексей Сергеевич Сидоров) – сразу прикрыли».
«Кега», как гласит поясняющая надпись, «магазин вкусного пива и вкусного к пиву», больше всего доставляет хлопот жильцам. Хотя продавец и уверяла нас, что ночью они пивом не торгуют, а «только кириешками» (вы в полночь пойдёте за сухариками?), все в округе знают, что это не так. Если это бар, в котором и ночью можно торговать спиртным, то где же столики, где стулья? Нет их, просторный зал пуст. Сюда заходят, чтобы купить бутылку и поспешить на детскую площадку, чтобы распить её.

В доме № 17 в баре «Яндекс Маркет» («камышинское живое» – поясняющая надпись ниже названия) того хуже: это лучшая иллюстрация торговой точки, метко прозванной в народе забегаловкой – в «торговом зале» едва умещаются перед прилавком три-четыре человека. Какое же это бар? «Вы оформлены как бар? – вопросила продавщицу Ольга Константиновна. – Если у вас бар, тогда где для покупателей стойки, столики, где можно присесть, сходить в туалет? Где условия? Почему вы оформлены как бар, а не как магазин?» Вопросы остались без ответа. Хотя ответ прост: хозяину псевдо«общепита» приобретать столики и стулья накладно, да ещё следить за чистотой и порядком в помещении и в туалете – зачем? Главное – продать без особых хлопот товар, а хлопоты пусть достанутся окрестным жильцам.

Когда мы вошли в «Яндекс Маркет», шедший следом за нами мужчина в нём просто-напросто не уместился. Когда же вышли, он поинтересовался, откуда такое столпотворение? «Нет, здесь ночью не торгуют, – пояснил он, – это надо в «Кегу» идти. Или в «Пивной стандарт». Это на улице Благодарова, 15, вон там, – махнул рукой в глубь дворов улицы Буровой. И если в «Кеге» или в «Яндекс Маркете» таблички указывали только на дневную торговлю, то на стене «Пивного стандарта» они гласят: «Режим работы круглосуточно, без обеда и выходных». То есть здесь самый настоящий общепит. По документам. На деле же пустой зал без мебели, нет и доступа к туалетам (чтобы посетители не справляли нужду там, где пьют – на детских площадках), сюда днём и ночью идут лишь те, кому не покушать надо, а выпить.
По пути к «Пивному стандарту» прохожие, узнававшие цель приезда телевидения, подтверждали крик души авторов письма, позвавшего нас в дорогу. Рядом с отдельно стоящей алкогольной точкой расположен дом № 8 по улице 3-й Степной. «Мы боимся за наших детей, – сказала не на камеру одна из жительниц этого дома, – вы и сами видите, – показала на переполненную пустыми бутылками урну на детской площадке, – и это зимой, а что тут летом творится?»

Страхи не напрасные. Когда мы вышли из «бара», с утра нетрезвый завсегдатай «Пивного стандарта», столкнувшийся с нами в дверях «дома родного» и узнав о рейде телевидения, чуть не набросился с кулаками на корреспондента телевидения: «Пусть я ещё раз отсижу, но тебя (далее ряд ненормативной лексики) пришибу!»
Жители микрорайона могли бы и больше рассказать, да мало кто отваживался откровенничать. И их можно понять. «У нас есть поважнее проблемы, – сердито отмахнулась одна бабушка на нашу просьбу прокомментировать письмо жильцов соседнего дома, – у нас отопление отключают…» Да, без тепла в феврале – холодно. Но ведь эти вопросы взаимосвязаны: не из-за халатности ли пьяного слесаря случаются аварии в системе теплоснабжения?

«Я буду задавать вопрос администрации города: посмотрите, что за бары-рестораны-пивнушки предприниматели организуют, – прокомментировала для телезрителей итоги нашего рейда Наталия Александровна Королькова. – Их надо просто закрывать, выводить из жилых домов постепенно, положить этому конец, потому что несоответствие названию организационно-правовому. Совершенное несоответствие! Мы, общественники, пишем и в Государственную Думу, чтобы навели порядок в торговле алкоголем: в каждом доме по две-три алкогольных точки – извините, дети видят, чему приоритет: спортивной площадки нет, а алкогольные точки открываются, открываются, открываются! Значит, что важнее? У нас на законодательном уровне есть закон, запрещающий в жилых домах открывать наркологические центры. Я это знаю, потому что у нас есть наркологический центр при Доме трезвости. Запрещают лечить алкоголиков в жилых домах, чтобы пациенты не беспокоили жителей. Спрашивается: а магазины? А пивнушки?

Я благодарна телевидению, что вы откликнулись на нашу просьбу выехать по письму. Надеюсь, что общими усилиями мы решим этот вопрос в пользу людей!»