Путь к трезвости лежит через храм

11 сентября 2024 года председатель Саратовской региональной общественной организации трезвости и здоровья Наталия Александровна Королькова приняла участие в работе круглого стола, посвящённого вопросам взаимодействия с зависимыми и созависимыми. Священники и миряне собрались в День трезвости именно в храме Святителя Митрофания Воронежского, поскольку настоятель этого храма отец Игорь Москвичёв руководит отделом по противодействию алкоголизму и наркомании и утверждению трезвого образа жизни Саратовской епархии, возглавляя и созданное три года назад при храме православное общество «Белая лилия».

Путь к трезвости лежит через храм

В 1914 году в царской России был введён сухой закон. А начиналось движение к трезвой стране с церковных обществ трезвости: почти при всех церквах были таковые, проповеди о благотворности трезвости и привели к успеху. Ныне далеко не во всех храмах есть объединения, ратующие за трезвость. В Саратове только в храме Святителя Митрофания Воронежского есть общество трезвости и ещё при кафедральном Свято-Троицком соборе. Об их работе на круглом столе рассказали священник Игорь Москвичёв (о «Белой лилии») и Екатерина Игоревна Уфимцева, руководитель согласия трезвости «Лоза истинная» (создано в 2017 году). Екатерина Игоревна в своём докладе представила основные направления трезвеннической деятельности, осуществляемой при Свято-Троицком соборе г. Саратова: мотивационный курс занятий «Школа трезвости», индивидуальные консультации для зависимых и их родственников, еженедельные встречи группы для созависимых, работу библиотеки и видеотеки по теме трезвости и преодолению зависимости, практику обетов трезвости.

В этих храмах общества трезвости окормляют в основном людей зависимых и созависимых. Руководителям этих обществ было интересно послушать Наталию Александровну Королькову, чей стаж работы с зависимыми и созависимыми приближается к сорока годам. Своим богатейшим опытом и поделилась с собравшимися Наталия Александровна, ответив на вопросы заинтересованных лиц. Один батюшка спросил, узнав о профилактике зависимостей среди детей и молодёжи (при Доме трезвости семнадцать лет действует скаутская организация), не повредят ли детям уроки трезвости, ведь школьники, попавшие в поле притяжения общества трезвости, из благополучных семей, где не пьют и не курят, зачем заострять их внимание на проблеме пьянства? Наталия Александровна посетовала: к сожалению, не всё зависит от семьи. Даже если семья трезвая, то за порогом отчего дома юный человек не может не встретиться с алкоголем и с сигаретами: достаточно только зайти в любой продуктовый магазин. А соседи? А фильмы? Детей не прятать надо от жизни (в домашней изоляции не просидишь всё время), а объяснять её сложности, воспитывать осознанное отношение к любым наркотикам – как легальным (спиртное, никотин), так и запрещённым, учить жить трезво в мире, где нормой считается «умеренное» питие, а не абсолютная трезвость.

Путь к трезвости лежит через храм

К сожалению, научно признанные наркотиками вещества – алкоголь, табак – юридически таковыми у нас не считаются. «Юридический аспект взаимодействия с зависимыми и ошибки родственников» – тема выступления на круглом столе Алексея Леонидовича Шостака, руководителя реабилитационного центра «Грани жизни» г. Энгельса. Ошибки родственников – желание до последнего «не выносить сор из избы», скрывая зависимость своих близких. Когда же обратятся к врачу, бывает чрезвычайно трудно смотивировать страждущего на выздоровление, поскольку его устраивает такая жизнь: родители (жена, муж) кормят, поят, одевают его, докучая лишь нравоучениями («перестань пить»). А нужно, чтобы сам зависимый почувствовал ответственность за свою жизнь.

Есть и ошибки государства. Алексей Леонидович поведал историю о том, как из их центра выписали больного, пожелавшего прервать курс лечения, и он в тот же день в пьяном виде совершил преступление. Так руководство реабилитационного центра терзала прокуратура: почему вы его выписали, на каком основании? А на том, что у нас нет закона о принудительном лечении (в советские годы были лечебно-трудовые профилактории для пьяниц), больные подписывают договор о добровольном согласии на пребывание в больнице, в любое время могут его прервать. Правда, есть закон от 2015 года, дающий право родственникам по суду принудительно класть в больницу больных алкоголизмом, но редко кто прибегает к такому, опять же из-за боязни последствий и сложности самой процедуры признания больного опасным для общества.

Путь к трезвости лежит через храм

Интересно, а почему прокуратура не привлекла к ответственности тех, кто произвёл и продал спиртное тому больному, который, уйдя из больницы, совершил преступление? Вопрос, как вы понимаете, риторический. В нашей стране, увы, продажа спиртного наркотика разрешена, государство лишь наставляет граждан об исключении чрезмерных доз потребления, внедряя в сознании людей так называемую теорию «культурного», «умеренного» пития. Какового быть не может: алкоголь – наркотик, требующий повышения дозы с годами, путь от «культурного» к «некультурному» у всех один и тот же, только время приобретения зависимости разное. Если же учесть кумулятивное свойство алкоголя (способность накапливаться в генах от поколения к поколению пьющих), то сегодня начинающие пить скатываются к зависимости за считанные годы, тогда как два-три поколения назад для этого требовались десятилетия.

Разговор продолжила Александра Алексеевна Ефремова, клинический психолог ГУЗ «Красноармейская областная психиатрическая больница им. Ю.А. Калямина». Её доклад назывался «Механизм формирования зависимости и что делать, если близкий начал пить?»

Путь к трезвости лежит через храм

Не случайно круглый стол прошёл в стенах храма: проблему зависимости можно решить только с Божьей помощью. Алексей Леонидович Шостак, говоря о биопсихосоциодуховной составляющей заболевания, подчеркнул, что он бы духовный аспект поставил на первое место, поскольку начинающий путь к алкоголизму начинает его не с первой рюмки, а с нарушения духовного закона бытия. И тут роль духовенства огромна: как в позапрошлом веке наши батюшки первыми начали поход за трезвость, так и ныне путь к трезвости, – как прихожан, так и всего общества, – лежит через храм.

Саратовское общество трезвости